На берегу реки
Реализм
Наши дела не так плохи, если мы можем
Любить голландскую живопись. Это значит
Что, слыша рассказ, повторяемый сто, двести лет,
Мы пожимаем плечами. Хоть и лишились
Части былой уверенности. И согласны,
Что дерево за окном, которое вроде бы есть,
Всего лишь изображает древесность и зелень,
И что язык проигрывает пучкам молекул.
Но именно здесь хлеб, цинковое блюдо,
Лимон с полуочищенной кожурой, орехи
Хранятся так прочно, что трудно в это не верить.
И посрамлено абстрактное искусство,
Хотя другого мы и недостойны.
Поэтому вступаю в эти пейзажи,
Под хмурое небо, пронзенное лучами.
Где среди темных равнин мерцает пятнышко света.
Или на берег залива, где домики, лодки
И на лбду желтоватом маленькие фигурки.
Все это вечно есть, ибо когда-то было,
Мгновение существуя и исчезая.
Блеск (совершенно непостижимый)
Озаряет свалку, потрескавшуюся стену,
Кафтаны бедняков и пол в харчевне,
Метелку и поднос с окровавленной рыбой.
Радуйся, благодари! И я подал голос,
Соединившись с их многоголосым хором
Среди колетов, брыжей, атласных юбок,
Уже один из них, в небытие ушедших.
И возносилась песнь, словно дым кадила.
пер. Ник. Кузнецов
Adriaen Coorte - Still Life with Strawberries, Gooseberries and Asparagus, 1703